On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор


Сообщение: 199
Зарегистрирован: 29.12.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.14 16:18. Заголовок: Плутарх в Византии.


Плутарх в Византии

«Учитель добродетели, он проповедует всякую красоту в жизни и неизменно почтительное отношение к богам, ничего не отталкивает и не отвергает, не оскорбляет чужих обычаев и законов религий» (Феодор Метохит, 1270-1332)

Предисловие.

Настоящая небольшая работа посвящена рецепции творческого наследия писателя и философа 1-2 в Плутарха Херонейского (ок.45-127) в Византийской империи. Будучи одним из классических античных авторов, Плутарх оказался крайне «востребованным» в византийской духовно-интеллектуальной культуре, на всем её тысячелетнем периоде существования. Перед началом работы автор счел должным дать некоторые примечания.
Все сохранившееся многообразное наследие Плутарха (Около 100 трудов) можно разделить на две большие группы. Во-первых, это принесшие ему особую известность «Сравнительные жизнеописания», ставшие определенной вехой в истории античной биографии . Во-вторых, это целый корпус не относящихся к биографическому жанру сочинений, под общим названием «Моралии». Тематика «Моралий» крайне разнообразна, это философские, религиозные, политические, естественнонаучные и другие трактаты, диалоги и комментарии. Деление это возникло именно в Византии, восходит оно к ученому монаху и гуманисту Максиму Плануду (1260-1310) (Солопова 2008 С.590, Фрейберг 1976 217)
И «Жизнеописания», и «Моралии» оказывали одинаковое влияние на культурную жизнь Византии. Рассмотрению некоторых, на наш взгляд наиболее важных влияний и посвящена настоящая заметка.

1. Ранневизантийская эпоха (4-пер.пол 7 в).
В этот период произведения Плутарха входили в обязательный курс школьного обучения. Прежде всего это были сочинения исторические, то есть «Жизнеописания». В образовательной системе ранней Византии Плутарх стоял наравне с такими классиками древнегреческой историографии как Геродот, Фукидид и Ксенофонт (Самодурова 1984 483).
Важно отметить, что Плутарх был одним из тех античных авторов, которые повлияли на творчество некоторых раннехристианских писателей, и даже Отцов Церкви. Самым ярким примером такого влияния является 22 гомилия св.Василия Кесарийского (Великого).

1.1.Св.Василий Великий. Гомилия 22 «О том, как юноше читать языческих поэтов» (377 г).
Одним из главных источников, и, можно сказать образцом (Наравне с Платоном) для этой гомилии был трактат Плутарха «О том, как юноше читать поэтов» (Аверинцев 1984 300; Фрейберг 1975 11-12; Лемерль 2012 62). Гомилия близка к трактату по теме, и по самой трактовке материала. Главной её целью была установка принципа отбора греческих авторов, по их моральной ценности для христианского читателя. Сама литература рассматривается с точки зрения возможности приобщения её к мировосприятию христианства, как подготовительный этап к изучению Священного Писания и теологической науки.
Наибольший интерес для нас представляет трактовка св.Василием одного из моментов «Одиссеи», связанного с образом Навсикаи (Отсутствием у неё чувства стыда). Этот фрагмент гомилии интересен не только как пример толкования Гомера, характерного для средневекового человека, но и как пример переосмысления того же эпизода у чисто античного моралиста Плутарха. Плутарх в своем трактате ставит акценты на Навсикаи, на том, как она оценит Одиссея, по внешним или внутренним качествам. Св.Василия же прежде всего интересует состояние самого Одиссея, его «отрешенность от материальных, земных интересов, в трагичный для него момент» (Фрейберг 1975 12).
Вслед за Плутархом (в «Застольных беседах») св.Василий в своей гомилии также подвергает критике мимов и лицедеев, продолжая тем самым позднеантичную традицию (Марк Аврелий, Диомед, Либаний) (Пуцко 1975 321).

1.2.Синесий Киренский.
Трактат Плутарха "О том, что лучше избирать в правители философа" повлиял на политические взгляды крупного христианского неоплатоника Синесия, епископа Киренского. Синесий повторяет плутарховскую мысль, что философ который думает о пользе обществу должен предлагать свои советы прежде всего правителю, а не частным лицам (Вальденберг 2008 105).

1.3.Агиография 4-7 в.
Линия биографии с моралистическо-психологическими этюдами, созданная и развитая Плутархом получила продолжение в творчестве таких ранневизантийских христианских авторов, как Палладий Елеонопольский (368-430), Феодорит Киррский (387-457), Иоанн Мосх (7 в), Леонтий из Неаполиса (7 в). Главной чертой творчества этих агиографов являются «психологические зарисовки, возникшие как результат жизненных наблюдений над характерами людей, их бытом, окружением» (Попова 1975 228). К слову, греческим термином биос (Который и можно перевести как житие) в античности обозначали обычные мирские биографии, во том числе и биографии "Жизнеописаний" (Аверинцев 2004 368).

1.4. Политическая философия. Петр Патрикий.
Выше мы уже касались влияния Плутарха на политические взгляды ранневизантийских интеллектуалов на примере Синесия. Обратимся теперь к политическому писателю начала 6 в Петру Патрикию (?-после 533). В своем произведении "О политическом устройстве" Петр пишет, что если правитель хочет подражать премудрости Божьей, он должен отказаться от вмешательства в дела управления государством, и ограничиться лишь общим направлением развития. Только при этом условии в государстве воцарится порядок и справедливость. В.Вальденберг видит в этом "один из древнейших намеков на бюрократическую монархию как форму обеспечения законности" (Вальденберг 2008 189). Подобных взглядов придерживался в своих политичнских произведениях Плутарх.

2.9-10 в.

2.1. «Мириобиблион» Фотия.
Сведения о сочинениях Плутарха («Жизнеописаниях») содержатся в знаменитом труде константинопольского патриарха Фотия «Мириобиблион», сборнике извлечений и реферативных обзоров более чем 300 античных и раннехристианских авторов. Для Фотия Плутарх интересен прежде всего как историк.

2.2.Феодосий Диакон.
Феодосий Диакон (10 в) в своей исторической поэме "Взятие Крита" (Посвященной отвоеванию Крита от арабов Никифором Фокой в 963 г) ведет прямую дискуссию с Плутархом о методе историописания. По мнению Феодосия, Плутарх в своем историческом труде скрывает "возвышенное", и представляет "дутый пузырь", возвеличивает мелкое и низводит великое (Бибиков 1998 111). Стотит отметить, что Феодосий полемизирует не только с Плутархом, но и с другими античными историками (Ксенофонт, Дион Кассий).

2.3.Продолжатель Феофана.
Влияние Плутарха-историка обнаруживается в историческом сочинении «Хронография», автора, известного как Продолжатель Феофана (Имеется в виду что труд Продолжателя 9 в является развитием труда жившего ранее историка Феофана Исповедника 8 в). Конкретно следы такого влияния можно обнаружить в биографии императора Василия 1. Это «склонность к исторической биографии, анекдотам, и сдержанному морализаторству» (Лемерль 2012 406). К биографиям плутарховского типа П.Александер и Р.Дженкинс относят также первые четыре книги "Хронографии". Однако, согласно мнению Я.Н.Любарского, Продолжатель, при всей его подверженности античного влиянию, не использовал биографии Плутарха как образец (Любарский 2012, 134-135).

3.XI-XII в.

3.1.Михаил Пселл.
Один из наиболее известных византийских интеллектуалов периода "Македонского ренессанса" 9-11 в Михаил Пселл (1018-1078) был знаком с произведениями Плутарха еще в годы обучения. В письме к своему соученику Роману Пселл просит прислать ему эти произведения. По мнению Я.Н.Любарского интерес к Плутарху был привит Пселлу в школе его учителя-Иоанна Мавропода (Любарский 2001 238).
Для Пселла Плутарх прежде всего достойный образец для человека, желающего стать оратором и литератором. В своем трактате «О стиле некоторых произведений» Пселл рекомендует начинающим риторам читать произведения Плутарха (Прежде всего "Жизнеописания") (Любарский 1975 116). У Пселла, однако, можно найти и критику Плутарха. По его мнению, в "Жизнеописаниях" Плутарх "неуместно расцвечивает гражданские темы мусическими и математическими примерами". Эта критика содержится в послании Пселла к некоему Пофосу о богословском стиле. (Михаил Пселл 1975 167).
Несмотря на некоторую критику, сам Пселл в своем знаменитом труде "Хронография" часто использует плутарховские литературные приемы (К примеру замену временного развития действия эйдологически изложеными добродетелями, Любарский 2001 387).

3.2.Иоанн Мавропод.
Весьма показательной для духовной атмосферы той эпохи является эпиграмма еще одного придворного интеллектуала, друга и наставника Пселла-Иоанна Мавропода. В нем Мавропод прямо просит Бога допустить Платона и Плутарха в сонм праведников, как согласных с духом христианства. (Аверинцев 1989 48 ; Алексидзе 1989 182)

Коль Ты решил бы из чужих кого-нибудь,
Христе, избавить от своей немилости,
Платона и Плутарха Ты б избавил мне
Они ведь оба словом и обычаем
Твоих законов неизменно держатся…



3.3.Иоанн Цец
В схолиях ученого и литератора 12 в Иоанн Цеца к «Трудам и дням» Гесиода сохранилась большая часть утраченного трактата Плутарха об этом авторе. Сам Цец рассказывает, что когда он вынужден был продать свою библиотеку (из-за недостатка финансовых средств) в ней остались лишь труды Плутарха (Алексидзе 1989 210).

3.4.Художественная литература. «Тимарион».
Образы из произведений Плутарха использовались не только в научной, но и в 11-12 в. Одним из примеров является диалог «Тимарион», предположительно принадлежащий известному писателю своего времени Феодору Продрому (По другой версии-врачу и писателю Николаю Калликлу). Некоторые мотивы путешествия в загробный мир в «Тимарионе» схожи с подобными мотивами в диалоге Плутарха «Сошествие Антилла». Это мотив увлечения героя в Аид как следствие тяжелого недуга, его скорое возвращение на землю, и его замена другим, «созревшим» для переселения в потусторонний мир человеком (Алексидзе 1989 196).

3.5. Историография.
3.5.1.Иоанн Зонара.
Обращение к античным образцам было характерно для жившего в 12 в хрониста и начальника дворцовой канцелярии Иоанна Зонары. Плутарх является одним из источников его труда "Сокращенная история" (В ней повествование идет от сотворения мира до воцарения императора Иоанна Комнина). Круг источников Зонары разнообразен, от классиков Геродота и Ксенофонта, до Иосифа Флавия, Диона Кассия, и, в частности, Плутарха. Плутарху, наравне с Кассием, Зонара уделяет особое внимание как источникам по событиям римской истории (от легендарных времен до падения Карфагена). Он не просто копирует обоих авторов, но искусно сочетает образы их произведений. Так что общий ход истории в изображении Диона получает дополнение из плутарховских биографий (Фрейберг, Попова 1978 128-129). Биографии "Жизнеописаний" иногда становятся ведущим источником для Зонары (Черноглазов 2006 192-193).

3.5.2.Никита Хониат
Один из главных византийских историков рубежа 12-13 в. Никита Хониат часто цитирует Плутарха в своей "Истории". По личным предпочтениям Хониат предпочитает Плутарха и Геродота таким известным фигурам в античной историографии как Фукидид и Полибий (Каждан 2005 220). Согласно исследованию А.П.Каждана, количество цитат из Плутарха в "Истории" составляет 3,2%, а в речах и письмах Хониата-6% (В процентах к общему числу использованных цитат). Таким образом, в списке цитируемых Хониатом античных авторов, Плутарх находится на третьем месте, уступая лишь Гомеру и Лукиану (Каждан 2005 219-221).

3.6.Сочинения и цитаты приписываемые Плутарху (псевдо-Плутарх).
В качестве источника для своего энциклопедического произведения "Всеобщее наставление", Пселл использует труды одного из авторов, известных как псевдо-Плутарх (Бородин 1989 337). Неясно, впрочем, какие именно приписываемые Плутарху сочинения использовались Пселлом.
Цитаты, якобы приписываемые Плутарху, содержатся в знаменитых "Советах и рассказах" (или "Стратегиконе") византийского полководца Кекавмена (Литаврин 2003 46). Возможно, источником откуда Кекавмен взял эти цитаты, был один из многочисленных сборников изречений античных авторов, под названием "Гномика" (там же).

Стоит добавить, что в этот период исторические биографии Плутарха пребывали в программе византийского школьного обучения, как и в ранневизантийскую эпоху. (Фрейберг, Попова 1978 112, Каждан 1973 131)

4.13-15 в.
В начале этого периода, влияние Плутарха можно обнаружить, как и в государствах Латинской Романии, так и в греческих государствах. В частности, большая, так называемая Чикаго-Карахиссарская группа рукописей из никейского скриптория (13 в) содержит в том числе и "Моралии" (Жаворонков 1991 52).

4.1.Плутарх в Латинской Романии:два транслятора

4.1.1.Хуан де Эредиа
Через магистра ордена иоаннитов (в 1377-1396) арагонца Хуана Фернандеса де Эредиа латинский запад знакомится с произведениями Плутарха. Де Эредиа был инициатором первого перевода с греческого "Жизнеописаний", неизвестных тогда на Западе. Рукописи с этим переводом были впоследствии посланы к арагонскому двору (Карпов 1991 157).

4.1.2.Симоне Атумано.
Атумано, сын гречанки и турка, в 1373 г выполнил перевод на латынь трактата «О воздержании от гнева». Этим переводом, впоследствии, пользовались многие итальянские гуманисты, например Салютати. Впрочем, язык перевода Атумано изобиловал вульгаризмами, и не всегда отвечал стандартам классической латыни. Известно, что рукописи Плутарха находились и в личной библиотеке Атумано (Карпов 1991 157-158).

4.2.Плутарх и византийские гуманисты 13-15 в.
Сочинения Плутарха, и как историка, и как моралиста, высоко ценились в среде византийских интеллектуалов-гуманистов так называемого «Палеологовского возрождения» 13-14 в. Распространенным явлением в их среде был книгообмен, прежде всего произведений античных авторов. Плутарх среди них пользовался большим спросом (Медведев 1991 231, 1997 34).
Мы подробно остановимся на труде Феодора Метохита, как наиболее ценном источнике по тематике работы.

4.2.1.Феодор Метохит.
Наиболее ценные сведения о Плутархе в этот период можно получить из «Гномических записок» ученого и писателя, "олимпийца мудрости" Феодора Метохита (1270-1332). Записки Метохита представляют собой очерки по самым разным вопросам философии, религии, литературы, политики итп. Уже по стилю и широте рассматриваемых вопросов они близки плутарховским «Моралиям». Да и самого Метохита современники сравнивали с херонейским биографом. В частности, его ученик, историк Никифор Григора пишет в своем письме к Метохиту что в нем, путем метемпсихоза, соединились души Гомера, Птолемея, Платона и Плутарха (Медведев 1997 73). По наблюдению Х-Г. Бэка для Метохита Плутарх был одним из любимых писателей. По его словам он «достиг удивительного знания в истории», и стал для него советчикам во всех жизненных ситуациях (Фрейберг 1975 45).
Плутарху полностью посвящен 71-ый («О Плутархе») очерк из этого собрания (Русский перевод Феодор Метохит 1969 С.337-340). В его начале Метохит заявляет о своей цели:создать живой образ Плутарха-мудреца и Плутарха как цельной личности. ("...надо говорить о Плутархе так, чтобы слова создавали живой его образ" (Феодор Метохит 1969 337)). Последующее повествование представляет собой пространный монолог, поделенный на несколько периодов (Фрейберг 1975 46). Вначале Плутарх рассматривается как философ, затем как историк, в конце Метохит обращается к языку его произведений и к литературным суждениям.
Метохит всячески отмечает энциклопедизм (полюматия) Плутарха-философа, его способность размышлять на самые разнообразные темы, «не разделяя их на великие и ничтожные». Для него характерно стремление "насладиться всем самым прекрасным". "Прекрасное" отождествляется с философией и мудростью, и почитается как высшая ценность человеческой жизни (Бычков 1991 425).
Затем Метохит отмечает общее деление трактатов «Моралий» на две большие группы-естественнонаучные и морально-этические. Далее идет краткий обзор полемики Плутарха со стоиками, и подробный-полемики с Эпикуром. В этой полемике Метохит полностью на стороне Плутарха, он замечает всяческие недостатки гедонистической системы эпикурейцев. Впрочем, Метохит подчеркивает и открытость Плутарха, его эклетизм. "Плутарх...делает себя другом всех философских школ" (Феодор Метохит 1969 339).
Во второй части содержится характеристика Плутарха как историка. Отмечается острота его ума, способность наглядно изображать события далекого прошлого. Опять показана его способность не делить исторические факты (как и философские проблемы) на "великие и ничтожные". Тому, кто прочитал сочинение Плутарха, полагает Метохит, ничего более по истории читать не нужно.
Третья, самая маленькая, часть посвящена языку произведений. Метохит хвалит Плутарха за отсутствие «излишеств риторики», отмечает живость и ясность изложения. Особенно Метохит восхищается сочинением о Гомере, вслед за Плутархом воспринимая его как родоначальника мудрости человечества. (Надо, впрочем, отметить, что сегодня оба сочинения Плутарха о Гомере признаны неподлинными).
Метохитовская биография Плутарха по своему новаторская. До этого византийцы разбирали с похвалой или порицанием лишь отдельные сочинения или идеи античных авторов, но не весь их творческий облик (Фрейберг, Попова 1978 232). Стремление к созданию живого образа древнего мыслителя характерно для поздневизантийских гуманистов (Бычков 1991 419). При этом, Метохит даже ничего не цитирует из произведений Плутарха, но вольно (в хорошем смысле слова) анализирует его мировоззрение, выводимое из совокупности этих самых сочинений.
Итак, в своем трактате Метохит нарисовал образ Плутарха как идеального ученого-энциклопедиста, можно сказать полигистора, и великого труженника. На самого же Метохита Плутарх равно повлиял и как историк (В частности, вслед за Плутархом он видел корни Рима в древней Трое (Медведев 1997 152)), и как философ-моралист. "Нет сомнения, что в оценке Плутарха у Метохита много личного и провозглашенным в этом эссе жизненным и научным принципам сам Метохит стремился следовать всю жизнь" (Удальцова 1988 232).

4.2.2.Максим Плануд
Мы уже упоминали в предисловии, что именно Планудом было предпринято разделение корпуса сочинений Плутарха на «Жизнеописания» и «Моралии». Сам Плануд писал схолии к Плутарху. В них он раскрывается как выдающийся филолог своего времени (Гукова 1991 400)

4.2.3.Георгий Гемист Плифон
Некоторые произведения Плутарха (Прежде всего религиозные) служили источником для взглядов одной из самых одиозных фигур поздневизантийской интеллектуальной жизни-неоязычника Георгия Гемиста Плифона. Из Плутарха Плифон черпал сведения по античной мифологии, и о восточных религиях (Зороастризме) (Медведев 1997 60). Также на извлечениях из Плутарха был основан его исторический труд "История греков после битвы при Мантинее" (Медведев 1997 188).

4.2.4.Виссарион Никейский и Георгий Трапезундский.
На закате Византии к Плутарху обращаются латинофилы Виссарион Никейский (1403-1472) и его ученик Георгий Трапезундский. Стиль Плутарха прослеживается в энкомии Виссариона городу Трапезунду (1436 г) (Карпов 1991 104). Георгий же изучал Плутарха во время своего образования в молодости (Медведев 1997 88).

4.3.Некоторые другие влияния.
В поздней Византии сочинения Плутарха являлись одним из главных источников для географических сочинений, так называемых метономасий (Бородин 1991 385). Неясно, впрочем, какие именно сочинения являлись ценными для византийских географов.
Мы рискнем предположить что плутарховские биографии Александра Македонского (В "Жизнеописаниях" и декламации "О счастье и доблести Александра") возможно являлись одними из источников анонимной византийской народноязычной поэмы о великом завоевателе датируемой 14 в. Вообще морализаторские тенденции позднеантичной эпохи, в том числе и Плутарха, являлись "связующим звеном между античной исторической традицией и трансформированной средневековой версией, окрашенной иным отношением к миру и иным восприятием человека" (Фрейберг, Грабарь-Пассек 1975 92)

Заключение.
В настоящей работе были рассмотрены некоторые рецепции творчества Плутарха в византийской культуре 4-15 в. Как мы видим, сочинения херонейского интеллектуала, их стиль и язык, в разное время влияли на самые разные её области, и на самых разных её представителей. Резюмируя можно сказать что "византийцы ценили его за богатство эрудиции и благочестивый образ мыслей, благодаря этому и сохранилось такое большое количество его произведений" (Тронский 2013 239). Неизменно подчеркивался авторитет Плутарха как влиятельного автора поздней Античности, чье наследие можно и должно использовать потомкам.

Список литературы
Источники.
1.Михаил Пселл. Ипертима Пселла слово, составленное для вестарха Пофоса, попросившего написать о богословском стиле//Античность и Византия. М.1975. С.161-170
2.Феодор Метохит. О Плутархе//Памятники византийской литературы 9-14 в. М.1969. С.337-340.
Исследования.
3.Аверинцев С.С. Литература//Культура Византии. 4-пер.пол.7 в. М.1984. С.272-330.
4.Аверинцев С.С. Философия 8-12 в//Культура Византии. Втор.пол.7-12 в. М.1989. С.36-58.
5.Аверинцев С.С. Византийская риторика//он же. Поэтика ранневизантийской литературы. Спб.2004. С.302-384.
6.Алексидзе А.Д. Литература 11-12 в//Культура Византии 1989. С.153-215.
7.Бибиков М.В. Историческая литература Византии. Спб.1998
8.Бородин О.Р. Географические знания//Культура Византии 1989. С.335-365.
9.Бородин О.Р. Развитие географии в поздней Византии//Культура Византии. 13-пер.пол.15 в. М.1991. С.376-394.
10.Бычков В.В. Византийская эстетика в 13-15 в//там же. С.412-446
11.Вальденберг В.Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства. Спб.2008.
12.Гукова. О.Р. Школа и образование в поздней Византии//Культура Византии 1991. С.395-411.
13.Жаворонков. П.И. Культура Никейской империи//там же. С.46-85.
14.Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. М.1973
15.Каждан. А.П. Никита Хониат и его время. Спб.2005
16.Карпов. С.П. Культура Трапезундской империи//Культура Византии 1991. С.86-119.
17.Карпов. С.П. Культура Латинской Романии//там же. С.138-187.
18.Лемерль. П. Первый византийский гуманизм. Спб.2012.
19.Литаврин. Г.Г. Кекавмен и его поучение//Кекавмен. Советы и рассказы. Поучение византийского полководца 11 в. Спб.2003. С.13-133
20.Любарский Я.Н. Литературно-эстетические взгляды Михаила Пселла//Античность и Византия. М.1975. С.114-139.
21.Любарский Я.Н. Михаил Пселл. Личность и творчество//Две книги о Михаиле Пселле. Спб.2001. С.183-542.
22.Любарский Я.Н. Сочинение Продолжателя Феофана:хроника, история, жизнеописания?//он же. Византийские историки и писатели. Спб.2012 с.68-148.
23.Медведев И.П. Ренессансные тенденции поздневизантийской культуры//Культура Византии 1991 С.224-241.
24.Медведев И.П. Византийский гуманизм 14-15 в. Спб.1997.
25.Попова. Т.В. Античная биография и византийская агиография//Античность 1975 С.218-265.
26.Пуцко. В.Г. Античные мотивы в гомилиях Григория Назианзина и их отзвуки в византийской иллюстрации/ /там же. С.326-339.
27.Самодурова С.Г. Школы и образование//Культура Византии 1984 С.478-503.
28.Солопова М.А. Плутарх из Херонеи//Античная философия. Энциклопедический словарь. М.2008. С.590-596.
29.Тронский И.М. История античной литературы. М.2013.
30.Удальцова З.Г. Византийская культура. М.1988.
31.Фрейберг Л.А. Античное литературное наследие в византийскую эпоху//Античность 1975 С.5-52.
32.Фрейберг Л.А, Грабарь-Пассек М.Е. Византийская поэма об Александре Македонском 14 в//там же с.90-93.
33.Фрейберг Л.А. "Моралии" Плутарха//Вестник древней истории 1976 №3 С.217-229.
34.Фрейберг Л.А, Попова Т.В. Византийская литература эпохи рассвета. 9-15 в. М.1978.
35.Черноглазов Д.А. Римская история устами византийского хрониста 12 в (еще раз о методе Зонары-историографа)//Византийский временник №65 2006 С.191-203

Не забывай о делах прошлого-они учитель дел будущего

Сыма Цянь. Шицзи (Исторические записки)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


администратор




Сообщение: 191
Зарегистрирован: 28.08.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.12.14 10:45. Заголовок: Я добрался. Ура. Ск..


Я добрался. Ура.

Сказать мне, признаюсь, честно особо нечего, так как, держу пари, я ни об одном из представленных выше источников не знал до прочтения текущей работы, равно как, собственно, и о влиянии Плутарха на византийскую культуру. Тем не менее, почерпнул много полезного для себя и, надеюсь, если где-нибудь встречусь с этим вопросом, всегда смогу на него ответить. Спасибо за статью %)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет